Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

Книга учит мыслить.

 Книга учит говорить.

 Книга учит понимать людей.



Цитата дня

Шарыгин Сергей Сергеевич

Опубликовано 07.06.2018

Сергей Сергеевич Шарыгин

Родился 7 октября 1919 года в деревне Большое Шарыгино Кикнурского района. Прежде чем стать пилотом, Сергей, успешно окончивший семилетку, успел поработать в колхозе, уехать в Свердловск и поступить в школу фабрично-заводского обучения. Затем некоторое время он трудился на металлургическом комбинате. Но о заветной мечте не забывал. И вот она осуществилась!

   В 1939 году по рекомендации комсомольской организации Сергей был направлен в школу младших авиационных специалистов, а после неё – в воинскую часть. Вскоре началась Великая Отечественная война. Ушёл защищать Родину брат Леонид, многие другие родственники и земляки. Сергей тоже рвался на фронт, подавал рапорт за рапортом. Но командование до времени удерживало его в тылу – в начале войны остро требовались опытные инструкторы для обучения молодых авиаторов.

   Наконец, летом 1943 года сержант Шарыгин оказался на передовой и был зачислен воздушным стрелком-радистом в 724-й штурмовой авиаполк 11-го смешанного авиакорпуса 15-й воздушной армии. Его боевая служба началась на Брянском фронте в самый разгар Курской битвы. Летал на штурмовике ИЛ-2 – легендарном самолёте, ставшем символом Великой Отечественной наряду с танком Т-34 и ракетной установкой «Катюша». За короткий срок Сергей стал одним из лучших воздушных стрелков полка. Благодаря его меткой стрельбе было уничтожено немало вражеских солдат и техники; кроме того, являлся отличным наблюдателем, доставлявшим командованию важные сведения о количестве и расположении войск противника.

За образцовое выполнение боевых заданий 12 сентября 1943 года Шарыгин был удостоен своей первой награды – медали «За отвагу».

В октябре 1943 года 15-ую воздушную армию передали Второму Прибалтийскому фронту – Сергей Шарыгин и его товарищи сражались на северо-западных рубежах страны. В ноябре здесь велись бои на витебско-полоцком направлении, а в начале 1944 года началась Ленинградско-Новгородская операция, целью которой было полное снятие блокады северной столицы и окончательное освобождение Ленинградской области от захватчиков. Приказом командующего авиакорпуса от 10 февраля 1944 года Сергей Шарыгин был награждён орденом Отечественной войны второй степени. Но получить заслуженную награду, увы, не успел…

   Последний воздушный бой нашего земляка состоялся 12 февраля 1944 года. Пара штурмовиков вылетела на очередное боевое задание – им предстояло провести разведывательную фотосъёмку вражеских позиций. ИЛ-2, в котором находился Шарыгин, пилотировал младший лейтенант Николай Юрьев. Разведчики летели на высоте одного километра, по всему маршруту их обстреливала немецкая зенитная артиллерия. Один из вражеских снарядов достиг своей цели – самолёт Юрьева-Шарыгина был сбит прямым попаданием. Произошло это на территории Новосокольнического района Псковской области, где в тот период шли ожесточённые бои.

  Некоторое время спустя сестра Сергея получила письмо из части, где он служил. В нём сообщались подробности гибели экипажа: «Здравствуйте, многоуважаемая Зоя Сергеевна! Ваш брат Сергей погиб при выполнении боевого задания. Он имел 44 боевых вылета по уничтожению гитлеровцев. Всегда выполнял боевые задания отлично. Мы им гордились. И вот на   45-ом вылете его подбили. Он врезался в автоколонну противника, уничтожив около двенадцати машин. Лётчики погибли смертью храбрых. С фронтовым приветом старший лейтенант Мурзенков М.Н., 25 мая 1944 года».

   Однако спустя годы выявились новые подробности гибели военных лётчиков. В 1996 году поисковый отряд «Рубеж» Пустошкинского района Псковской области обнаружил обломки боевого самолета ИЛ-2 вблизи деревушки Меньково Новосокольнического района. Правда, ни авиационного двигателя с номером, ни останков лётчиков тогда не нашли. Путём сопоставления данных обо всех сбитых в этом районе 12 февраля 1944 года советских штурмовиках такого типа поисковики пришли к выводу, что в найденной машине летели Юрьев и Шарыгин. О подробностях гибели экипажа командиру поискового отряда поведал местный житель Георгий Леонтьевич Павлов. В 1944 он был мальчишкой, но хорошо запомнил те события. Вот, в частности, что он рассказал: - ИЛ падал в чистое поле, вернее, в берег речки. Не было там никакой немецкой колонны. Как летел самолёт от деревни Клевандино, так и рухнул. А немцы из деревни Меньково – я там во время войны жил – побежали к месту падения. Потом, когда самолёт взорвался, и мы пустились за немцами. Прибежали и увидели такую картину: кобуры от пистолетов уже валяются на снегу, оружие немцы забрали и шарят по карманам, ищут документы. У одного из лётчиков, что постарше, оторвана нога, у другого разорван живот.

   По свидетельству Павлова, погибших лётчиков по приказу и в присутствии гитлеровцев похоронили местные жители – там же, на месте гибели, на берегу небольшой речки. Могилу, как это было принято у немцев, прикрыли железным листом и засыпали землей. Со временем следы могилки исчезли, и участникам поискового отряда не удалось её отыскать.

    Находки поисковиков, если они получат полное подтверждение, опровергают первоначальную версию о последних минутах жизни Сергея Шарыгина и его товарища Николая Юрьева. Они не таранили вражескую автоколонну. Но для нас, потомков, лётчики в любом случае остаются героями – погибли в бою, защищая свою Родину. И уже за это мы должны быть безмерно им благодарны.